Развитие

«Опыт в торговле помогает найти язык с любым родителем»: как я стала воспитателем в детском саду

Профессия воспитателя в цифрах

Кем я училась и работала

Я окончила школу в 2005 году с серебряной медалью. Моей первой учительницей была моя мама. Разумеется, на меня как на дочь педагога возлагали большие надежды: я была обязана быть медалисткой с примерным поведением (с синдромом «отличницы» я продолжаю бороться до сих пор).

После девятого я класса оказалась на распутье: продолжать учебу в школе или получать среднее профессиональное образование (СПО)? На тот момент я мечтала стать милиционером или поваром. 

После долгих раздумий я решила закончить 10 и 11 классы, чтобы потом поступить в вуз. Попала в «А» класс, ведь я же дочь учителя и отличница! Это был класс с педагогическим уклоном: большинство учеников планировали связать свою жизнь с педагогикой. Что касается меня, то я в старших классах ни разу не задумывалась о том, чтобы стать воспитателем или учителем. У меня вообще не было четкого ответа на вопрос: «А кем ты будешь, когда вырастешь?»

В школе я увлекалась историей — мне нравилось погружение в древние времена. Именно этот интерес стал основой для выбора направления дальнейшего обучения. Посоветовавшись с родителями, я всё же остановилась на педагогике и поступила на учителя истории с дополнительной специальностью «Юриспруденция» в Ульяновском государственном педагогическом университете имени И. Н. Ульянова. 

Как и многие другие, я поступила в вуз не ради любимой профессии, а чтобы получить «корочку». Да, мы тоже верили в миф «Куда без высшего образования?!». Забегая вперед, скажу — хоть куда!

В 2005 году при поступлении в вуз абитуриенты сдавали вступительные испытания очно: тянули билеты, отвечали в письменной или устной форме. ЕГЭ в школе еще не ввели, были только зачатки в виде так называемого «централизованного тестирования». Плюс один балл мне добавила серебряная медаль.

Я поступила на очное дневное отделение. Учеба мне нравилась. Во время практики на археологических раскопках я познакомилась с будущим мужем: он оканчивал университет, а я — третий курс. На дворе было лето 2008 года, и нам обоим хотелось перебраться в город побольше, где зарплаты выше, а возможности разнообразнее. Возлюбленный давно вынашивал идею переехать в Санкт-Петербург, и я его поддержала. Привлекала романтика фильма «Брат», красивейшая архитектура города и большие перспективы в карьере и образовании.

Сборы были недолгими. В мае и июне мой будущий супруг сдал госэкзамены и защитил диплом, а в июле мы уже переехали. Два туристических рюкзака и две гитары — весь наш нехитрый скарб. Я не планировала бросать учебу: хотела сначала устроиться на новом месте, а осенью вернуться в Ульяновск и решить вопрос о переводе на заочное отделение.

Уезжая в Санкт-Петербург, я продолжала числиться студенткой третьего курса УлГПУ, но с долгом в виде несданной курсовой. Почему-то я была абсолютно уверена, что легко переведусь на заочное обучение и без проблем окончу вуз.

Увы, мои планы рухнули. Осенью того же 2008 года я поехала в Ульяновск. Пообщалась с сотрудниками деканата и узнала, что на заочном отделении есть только платные места. Не особо расстроившись, я решила попытать счастье в вузах Петербурга, но была та же история. Более того, в большинстве случаев мне требовалось пересдать едва ли не половину вступительных испытаний в очном формате с квестом в виде поиска преподавателей, готовых эти испытания принять. И перевести меня могли тоже только на платное обучение.

Я понимала, что пока финансовых возможностей доучиваться нет. Если бы у нас были свободные деньги, я бы обязательно поступила в питерский вуз. Но на тот момент пришлось принять другое решение — устроиться на работу. Из документов у меня был только аттестат об окончании 11 классов.

Моей первой работой в Питере была работа уборщицей! Целый месяц я мыла полы, чистила ковры и протирала пыль. Получала всего 11 000 рублей, но как они мне были дороги! Потом решила найти что-то более основательное.

В октябре 2008 года я устроилась в крупный строительный гипермаркет, знакомый почти каждому петербуржцу. Мне повезло попасть в отдел «Товары для сада», где, среди прочего, продавались детские конструкторы. Это стало крошечным шагом на моем пути к детям (позже объясню, почему). Продавец занимается выкладкой товара согласно планограмме (тот еще тетрис!) и консультированием покупателей по скриптам. Еще я ухаживала за живыми комнатными растениями и рассадой в оранжерее. Это было, пожалуй, самое приятное.

Работать мне нравилось. Всё было интересным, по-настоящему «взрослым». Были программы обучения для персонала, наставничество, поддержка более опытных коллег. Была возможность карьерного роста и повышения квалификации. 

Самое негативное в торговле, как правило, — это люди. Все покупатели разные. В строительный гипермаркет они обычно приходят озабоченными — переживают из-за предстоящих затрат и сложностей ремонта. Поэтому основной негатив был именно от работы с людьми.

Мыслей о продолжении образования, а уж тем более педагогического, еще не было. Стояла только одна задача — работать, обеспечивать жизнь и съем квартиры. За 13 лет официальной работы я сменила 10 компаний, заполнила всю трудовую книжку и принялась за приложение к ней.

Я успела побывать продавцом-консультантом, менеджером по продаже сантехники, мерчендайзером в сфере продажи комнатных цветов. «Выросла» от продавца до заведующей магазином, попробовала себя в роли менеджера интернет-магазина и оператора клиентской базы. Попутно приобрела профессию мамы — в нашей маленькой семье в 2018 году появилась дочь, и полтора года я провела в декретном отпуске.

Работа в торговле зачастую предполагает сменный график. У меня были 11— и 12-часовые смены, а вместе с ними — хронический недосып и ощущение, что жизнь проходит мимо. Наверное, поэтому я и меняла работы — искала более удобный график и свое призвание.

Как я решила сменить профессию

Фото: Getty images

Летом 2020 года подруга пригласила меня на дачу. Она была со своей дочкой, ровесницей моего ребенка. Стояла чудесная погода, малышки наслаждались летом, лесом и спокойными родителями. Я моментально нашла общий язык с дочерью подруги: она с радостью шла ко мне на руки, сидела на коленях, запускала ладошки в мои волосы, пытаясь делать прическу. Подруга смотрела на это и недоумевала: «Как ты терпишь чужого ребенка на себе?!» Я задумалась: никакого дискомфорта я не испытывала, наоборот, мне было приятно и весело общаться с девочкой.

Так возникла мысль-идея: «А не пойти ли тебе, Оля, в воспитатели? У тебя же шикарно получается!» С того дня я начала обдумывать этот вариант развития моей жизни. «Комплекс отличницы» тоже не давал покоя — я представляла, как моя дочурка вырастет и станет спрашивать: «А где ты, мамочка, работаешь?» Мне хотелось получить профессию — настоящую, «как у взрослых».

Я задумалась о современном детском саде: как там работается? Какие сейчас дети и родители? Что мне нужно сделать, чтобы устроиться работать воспитателем? Изучила действующие положения о порядке приема педагогических сотрудников на работу и поняла, что нужно получать образование. Изначально я рассчитывала, что смогу пройти курсы переподготовки (3-6 месяцев) на базе моего неоконченного высшего образования (ВО). Но, увы, всё оказалось сложнее: для таких курсов требовалось полное СПО или ВО.

Для поступления в вуз нужно сдать ЕГЭ, в колледж — нет. Поняв, что мне «светит» только СПО, я начала изучать варианты обучения. Очное не рассматривала, так как нужно было еще работать и заниматься семьей. Заочное тоже: понимала, что уходить в учебный отпуск у меня не получится — не любят частные компании студентов! В интернете наткнулась на современный формат обучения — дистанционный. Он показался мне идеальным вариантом для работающего человека.

Были сомнения в качестве образования и страхи, что обманут, «разведут на деньги» и оставят без диплома. От мамы я регулярно слышала, как сейчас «весело» в школе на «дистанционке»: зависающие и «сырые» программы, отсутствие толковой технической поддержки. Это было в 2020 году, в разгар пандемии.

Но я не сдалась. Изучила техническую сторону процесса — как проходит дистанционное обучение, какое оборудование, программы и приложения требуются. В итоге приняла положительное решение в пользу «дистанта».

В поисках информации делала запросы в различные негосударственные вузы и колледжи. Мне было важно найти вариант с поступлением без ЕГЭ (я же его не сдавала) и дистанционным форматом обучения. В августе 2021 года получила ответ от одного учебного заведения: «К сожалению, мы не можем принять вас, но у нас есть партнер в регионе — дистанционный колледж, осуществляющий подготовку воспитателей и учителей».

Мои контакты отправили в этот колледж, и буквально через пару дней со мной связались сотрудники приемной комиссии. Выяснилось, что для поступления не нужно было предоставлять результаты ЕГЭ и сдавать вступительные испытания. Прием осуществлялся на основании школьного аттестата. Это стало решающим фактором для меня. Я выслала в приемную комиссию паспорт и аттестат — это всё, что требовалось для зачисления.

К аттестату приложила диплом о незаконченном высшем образовании: оказалось, что на его основании мне сделают перезачет дисциплин. Мне «закрыли» 25 предметов еще до начала учебного года. Это был сюрприз!

Коллеги были, мягко говоря, в шоке. «Детский сад?! Воспитатель?! Да ты хоть представляешь, каково это — работать в детском саду?» После этих слов начинались страшные истории из детских садиков.

Супруг отнесся к моему решению скептически. Зная мой довольно взрывной характер, он с трудом мог представить меня в роли наставника и педагога. Однозначно одобрила мой выбор только мама. Она же и оплатила мое обучение в колледже. Наверное, мама, как пожизненный и неискоренимый педагог, хотела увидеть хотя бы одну из дочерей на педагогическом поприще. Так в 32 года я стала студенткой.

Как проходила учеба

Фото: Getty images

В 17-18 лет после школы студентам необходимо очное обучение — оно дисциплинирует, задает четкие рамки. Но с возрастом ты становишься более ответственным, поэтому дисциплина уже не так важна, к тому же уже хочется тишины и самостоятельного управления своим временем. И дистанционка дает свободу выбора для работы и хобби — остается время на всё.

Я подала документы в колледж, и уже на следующий день меня добавили в систему дистанционного обучения (СДО). Дали логин и пароль для авторизации, с ними открывается личный кабинет студента. В нем есть все, что нужно: учебный план по семестрам, документы, раздел с календарным планом. Обучение можно оплатить прямо на сайте, это удобно. Перед каждым семестром приходит уведомление, что нужно внести платеж (если заранее не оплачено). По сути, вся учеба заключена на одном сайте. У колледжа есть мобильное приложение, но мне привычнее работать на ноутбуке. Открывая семестр, я вижу все предметы, которые мне нужно сдать, а также курсовые и практики (когда они есть в семестре). 

В каждом предмете есть лекции в текстовом формате, их видеоверсии, презентации. Студентам доступна электронная библиотека, в которой великое множество учебников. 

Я слушаю лекции — по сути, так же как на парах при очном обучении. Просматриваю презентации, для подготовки к зачетам и экзаменам читаю учебники. В конце каждого раздела есть проверочные тесты, практические работы, оценки по которым выставляются автоматически, и работы с проверкой «живого» педагога.

Я изучаю общепедагогические дисциплины, психологию, прохожу практикумы. Больше всего мне нравятся те предметы, знания по которым я могу применить уже сейчас в своей работе: основы педагогического мастерства, теория и методика развития речи, инклюзивного образования, детская литература с практикумом и прочие прикладные дисциплины.

Задания самые разные — от тестов и филвордов до реальных педагогических задач. Например, у меня было такое задание из курса «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»: «К тексту одной из глав сказки П. П. Ершова "Конёк-горбунок" составьте словарь архаизмов (устаревших слов) и терминов, понимание значения которых может быть затруднительно для детей. Словарь должен содержать не менее 15 слов с представлением их краткого толкования. Рекомендуется указать основные данные словаря, из которого взята словарная статья, а также использовать иллюстративный материал». Понятно, что в реальной практике воспитателя вы не будете этим заниматься, но мы учимся анализировать, выделять и обобщать.

Удобство дистанционного обучения на воспитателя в том, что можешь учиться 24/7. На работе у меня был сменный график, в который я вписывала чтение лекций и выполнение практических заданий. Порой сидела по ночам. У меня не было четкого расписания, я могла неделю или две вообще не открывать СДО, а потом за выходные закрыть предмет или два. Я человек вдохновения.

Все дисциплины закрываются тремя разными способами: зачет, дифференцированный зачет, экзамен. Последние две формы предполагают оценку, которая впоследствии пойдет в диплом. Для зачета достаточно решить автоматические задания и сдать итоговый тест. Для других форм оценки придется «попотеть» над практическими работами, отвечая на заковыристые вопросы преподавателей. Радует то, что сроки сессии условные. Можно закрыть семестр в октябре и до января жить спокойно. Но, как правило, у большинства возрастных семейных студентов так не получается.

Что такое работа воспитателя

Фото: Getty images

Начало моей педагогической карьеры почти совпало с переездом в город Мурино Ленинградской области. Я осознала, что буду жить довольно далеко от текущего места работы, и уже в мае 2021 года приняла решение уволиться. Новое место работы я планировала искать в детском саду.

Почему именно там? Чтобы объяснить свое решение, я хотела бы вернуться к тому времени, когда работала в строительном гипермаркете с конструкторами, а потом с ними же — в фирменном магазине, где умудрилась «вырасти» от продавца до заведующей. Это были мои первые шаги к работе с малышами. Мы проводили мастер-классы для детей, турниры по сборке и играм. И уже тогда я видела, что работать с детьми — классно и интересно. Особенно радуют дошкольники — они открыты миру, искренни, непосредственны и умеют получать удовольствие от жизни. Поэтому я даже не думала о школе или дополнительном образовании — исключительно детский сад!

Заявление на увольнение я написала даже с радостью. У меня был новый этап в жизни: новый город, новая квартира, новое место работы. Легко и с каким-то воодушевлением я отработала две недели. Коллеги были расстроены: я старалась себя зарекомендовать как хороший сотрудник, и мне это удавалось на всех моих работах. А начальство предложило повышение — должность администратора в магазине поближе к новому месту жительства. Но я понимала: страница перевернута, здравствуй, детский сад!

Весной 2021 года я начала изучать ситуацию в детских садах — есть ли вакансии, кто меня может взять с моим образованием, что требуется для оформления. В апреле нашей дочери предоставили место в детском саду, и оптимальным решением было устроиться туда же. Когда я пришла к делопроизводителю с пакетом документов на ребенка, сразу уточнила, есть ли вакансии. Ответ был утвердительным, поскольку в детских садах, увы, постоянная текучка кадров.

Дочка попала в одно из дошкольных отделений Муринского центра образования №2. Отделение было новым, набирался полный штат сотрудников. С моим образованием, согласно действующему законодательству, меня могли взять только на должность младшего воспитателя. Меня это устраивало: я не боялась физического труда, хотела общаться с детьми и узнать «кухню» сада именно с этой позиции. Предполагалось, что у меня не будет такого количества задач, как у воспитателя (планы, проекты, отчеты), и я смогу совмещать работу с учебой. 24 августа 2021 года я начала свою работу в детском саду.

Младший воспитатель — правая рука и помощник воспитателя. Накрыть стол, разложить еду по тарелкам, помыть посуду, поддерживать чистоту во всей группе, включая постельное белье, мебель, полы, туалеты — все это возлагается на него. 1 сентября 2021 года я прошла «крещение огнем»: меня поставили сразу на три группы, поскольку персонал в детском саду еще не был набран. Спасло только то, что на тот момент в группах было не так много детей.

В конце сентября воспитатель моей группы решила уточнить, где я учусь и какое у меня образование. Она переговорила с руководством, выяснила юридические тонкости, и мне предложили стать воспитателем в той же группе. Вернее, так: мне сказали, что с 1 октября я займу эту позицию!

Воспитатель полностью отвечает за жизнь группы: ведет документацию, работает с детьми (занятия, утренники, игры, чтение и прочее), взаимодействует с родителями, регулярно проходит обучение и повышает квалификацию. Это огромный труд по созданию и обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы. И, конечно, это работа по сохранению здоровья и жизни каждого воспитанника — мы несем полную ответственность за всё, что случится с ребенком на территории детского сада.

В первые дни работы младшим воспитателем у меня не было времени на эмоции — была только четкая схема в голове, как успеть накормить все группы, которые были на мне. Голодные дети — это вам не шутки! Начав работать воспитателем, я как-то успокоилась (хотя изначально был настрой, что эта должность «светит» мне не раньше чем через год). Я уже знала детей, с родителями быстро нашла общий язык (почти все были мне ровесниками).

Что касается финансовой стороны вопроса, то в детском саду доход у меня вырос как минимум на 20% по сравнению с тем, что я зарабатывала в торговле.

В работе воспитателя мне нравится многозадачность, бесконечное творчество и работа руками, живое общение с маленькими людьми, радость от того, что ты даешь детям знания, а они их применяют на практике.

Прелесть рабочего времени воспитателя — в коротких сменах. У меня 36-часовая рабочая неделя, смены длятся по шесть часов. Есть время, чтобы читать лекции и проходить тесты. Первый год работы было сложно совмещать с обучением, у меня даже образовалась академическая задолженность по практике. Но сейчас я нахожу время для работы, учебы в удобное для меня время, своей семьи и даже хобби.

Профессия воспитателя сопряжена с массой трудностей: дети с особенностями развития, родители, жаждущие для своего ребенка самого лучшего, сложности в реализации тех или иных проектов ввиду отсутствия опыта. Зачастую просто психологически тяжело, например, в период адаптации, когда ребенок плачет час или два. Легко сказать: «Вы же педагоги! Вы же должны знать секретные приемы!» И никто не думает о том, что педагог — обычный человек с чувствами и эмоциями. В педагогическом колледже или вузе нам не выдают мешок терпения и коробку спокойствия. Да, педагог чуточку терпеливее и уравновешеннее, чем обычные люди, но детский плач на протяжении часа или двух сложно выдержать самым опытным из нас.

Сейчас у меня уже второй набор. Забавно, но дети такие же, какие были в прошлой группе! Есть задира, тихоня, лидер и так далее. Все малыши одинаковые в своих горестях: «Хочу к маме!», «А она меня обозвала!» Одинаковые в своих радостях: «А я сегодня последний день, и еду на море!», «А мне подарили такую крутую машинку!» Но в то же время все они разные — каждый несет частичку своей семьи, того воспитания и образования, которые ребенок получил еще до прихода в садик. Дети очень наивные и открытые — искренне удивляются, радуются и делятся своими мыслями с воспитателем. Заряжают своими улыбками и простой радостью в каждой минуте жизни. А еще безусловной любовью почти ко всему миру.

Сейчас у меня первая квалификационная категория. Я шла к ней с того момента, как устроилась в детский сад. Уже на второй месяц работы воспитателем ко мне на открытое занятие пришли руководители. Осенью 2022 года мне предложили поучаствовать в конкурсе педагогического мастерства. Было страшно, но я смогла принять участие, получила сертификат.

После этого мне сразу предложили начать подготовку портфолио на аттестацию. Аттестация — это своего рода знак качества педагога, показатель его опыта, умений, квалификации. Для любого сада или школы это очень важный показатель, так как он повышает рейтинг учебного заведения. Для сдачи на первую категорию нужно предоставить аналитические справки и документы, подтверждающие высокий уровень профессионализма педагога, его методические разработки, которые используются в ежедневной деятельности, все грамоты, дипломы, сертификаты, подтверждающие участие в конкурсах и смотрах. Именно участие в конкурсе принесло мне первую квалификационную категорию.

Благодаря обучению в колледже я нашла работу и окончательно осознала, что педагогика — мое призвание. 

Ежедневно мне помогают знания в области дошкольной педагогики: как организовать общение малышей, разрешать конфликтные ситуации, проводить занятия так, чтобы детям было интересно. В работе с родителями я использую не только знания психологии, но и бесценный опыт работы в торговле, в частности, умение отрабатывать возражения. Вообще предыдущий опыт невероятно мне помогает: из торговли я взяла стрессоустойчивость и способность находить общий язык почти с любым родителем. Работая оператором клиентской базы, я взаимодействовала с огромным массивом данных и поднаторела в работе с Excel и PowerPoint, поэтому теперь мои отчеты и презентации — одни из лучших и информативных.

2024 год — мой последний курс обучения в колледже. Меня ждет преддипломная практика, написание и защита дипломной работы.

Все экзамены и зачеты я сдаю в дистанционном формате, практику прохожу на работе, а диплом предстоит защищать в онлайн-формате через одну из платформ видеосвязи. Это максимально удобно, так как не займет много времени, не надо будет тратить время и деньги на дорогу и отрываться от любимой работы.

В моем колледже я дистанционно получу сразу два диплома: о среднем и дополнительном профессиональном образовании. Со второй профессией я еще не определилась: выбираю между инструктором по физической культуре и воспитателем детей дошкольного возраста с ОВЗ. Задумываюсь над тем, чтобы получить диплом о высшем образовании, завершить его именно в дошкольной сфере. Пока ищу варианты, удобные для совмещения с работой и выгодные финансово.

Считаю, что в современном динамичном мире образование нужно каждому человеку. Важно уметь ориентироваться в потоке информации, выделять главное, а потом все это систематизировать в своей голове. Для меня идеальным тандемом оказалось обучение во время работы — я ежедневно воплощаю теорию на практике.

Быть педагогом — работа не из легких, однако это путь к самосовершенствованию. Нужно быть терпеливым — это одно из ключевых качеств любого педагога. Нужно любить учиться самому и иметь такую же страсть к обучению других. Только так вы сможете стать классным специалистом — постоянно повышая свою квалификацию. 

Необходимо быть настойчивым: обучения бывают разными, и повороты вашей жизни тоже могут быть весьма крутыми! Нужно быть любопытным — таким же, как дети. Нужно стремиться к новым знаниям и заражать этим желанием своих подопечных. Нужно уметь общаться: если вы легко находите язык с разными людьми, то в профессии воспитателя вам будет комфортно.

И главное — нужно любить детей. Без этого невозможно стать хорошим воспитателем и учителем. Только безусловной любовью к ребенку можно помочь маленькому человеку расти и развиваться.

Хочешь узнать больше о том, как женщины получают еще одно образование онлайн? Читай другие истории из рубрики #вторая_профессия:

  • «Отнеситесь к смене работы как к проекту»: как я в 52 года стала интернет-маркетологом
  • В стиле Мари Кондо: как я оставила успешную карьеру юриста ради работы организатором пространства
  • «Лучший отдых — это смена деятельности»: как я стала кинологом, продолжая работать главредом IT-издания

Ты тоже осваивала другую профессию и меняла работу? Хочешь рассказать об этом? Напиши нам на электронную почту thevoicemag@imedia.ru, если хочешь стать героиней рубрики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»